Сербии и Молдавии необходимо искать альтернативы российскому рынку
Аналитики EastFruit отмечают, что в 2017 календарном году Молдова впервые вошла в рейтинг крупнейших экспортеров яблока в мире. Объем экспорта молдавских яблок превысил исторический порог в 200 тыс. тонн и достиг 222 тыс. тонн. При этом Молдова обогнала Турцию, Бельгию и Сербию и вплотную приблизилась к Нидерландам. Если же учесть объемы чистого экспорта (за вычетом реэкспорта), то Молдова экспортировала больше яблока, чем Нидерланды.
Это стало возможно благодаря активному расширению площадей под интенсивными яблоневыми садами в стране в последние 15 лет и увеличению объемов мощностей по хранению продукции. Конечно, не последнюю роль в росте экспорта играла возможность поставок яблок на рынок Российской Федерации, в то время как большинство других крупных производителей Европы, таких как Польша, Италия, Франция и Украина, не имели такой возможности после введения Россией так называемых «контрсанкций». Соответственно, около 96% всего яблока из Молдовы попадало именно на этот рынок.
Лишь около 3% яблок из Молдовы поставлялись на рынки стран Евросоюза, практически эксклюзивно на рынок Румынии. Следует сказать, что по выручке от экспорта яблок Молдова лишь замыкает вторую десятку мировых экспортеров, что свидетельствует о сравнительно низкой цене на молдавское яблоко. Отчасти такая низкая оценка усилий садоводов Молдовы свидетельствует о сравнительно невысоком качестве поставляемой продукции. Однако главная проблема состоит в недостаточных усилиях по маркетингу, что также негативно отражается на ценах.
Эксперты рынка отмечают, что Молдова и Сербия входят в число стран с наиболее высоким уровнем риска ведения яблочного бизнеса по причине очень высокой зависимости от поставок в одну страну с достаточно непредсказуемой политикой внешней торговли. Обе страны поставляют более 95% всего яблока на рынок Российской Федерации. При этом Молдова уже неоднократно сталкивалась с запретами на поставки своей продукции в Россию.
Соответственно, и Молдове, и Сербии необходимо активно искать альтернативы российскому рынку, тем более что в мире есть страны, которые могут платить за качественное яблоко гораздо больше, чем российский потребитель. Однако продажа яблока по более высоким ценам в более требовательные к качеству яблока страны требует дополнительных усилий, а фермеры обычно предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления. И лишь при наступлении кризисных ситуаций они начинают прилагать дополнительные усилия.