ягоды

Что происходит с ценами на ягоды в Украине и когда они упадут: эксперты дали прогноз

Первая неделя лета принесла украинцам доступныецены наклубнику, которая, как известно, появляется на рынках первой. Есть и черешня, но дешевую ждать не приходится, разве что будет невысокого качества. Эксперты говорят, что причиной тому— холодный апрель и дождливый май, повлиявшие на урожайность. Какие сейчас цены на ягоды и косточковые в этом сезоне и какими они будут, выяснили «Сегодня».

Что почем

Как показал мониторинг «Сегодня», клубнику выгоднее покупать на рынках, а не в магазинах. Ягоду неплохого качества можно найти у торговцев даже по 40 грн/кг, отличную— по 60, а на варенье даже по 30 грн/кг, что всего на 5 грн дороже, чем год назад. Но с учетом инфляции (9% май к маю) цены выросли за год почти вдвое больше— на 16%. В супермаркетах клубника есть не везде и ее мало, так как спрос там невысок из-за дороговизны: цена на первосортную клубнику стартует от 60 грн/кг, уцененную можно найти по 40—45 грн/кг. Но надо учитывать, что на рынках могут обвесить, а в магазинах вес точный. Уже много черешни, но цены разнятся в зависимости от качества: свежая по 80—90 грн/кг, с гнильцой— по 50—60. Появляются абрикосы, пока импортные, и вроде недорого— от 60 грн/кг, но на вкус трава-травой.

Прогнозы экспертов

Эксперты агрорынка утверждают, что цены на клубнику и черешню упадут, но только за счет ее качества, первосортная черешня подешевеет максимум на 10—15 грн— до 65—70 грн/кг. По словам руководителя департамента аналитики рынка «Шувар» Татьяны Гетьман, черешня долго не хранится, поэтому производители пытаются ее распродать побыстрее, снижая цену— даже вопреки тому, что урожай в этом году ниже прошлогоднего из-за апрельских заморозков, погубивших часть завязи.

«Начало июня— период, когда резко падают цены на клубнику и черешню. Это в любой год, даже неурожайный, поскольку пик сбора урожая. Но средняя цена черешни выше, чем в прошлом году, поскольку качественной мало, и она дороже, чем годом ранее (отборная была тогда в среднем 60 грн/кг.— Авт.). А похуже продается за ту же цену, что и в прошлом году»,— сказала Гетьман.

Она ожидает, что минимум цены на черешню будет к середине июня, это около 40 грн/кг. Эксперт плодоовощного рынка Федор Рыбаков также говорит, что клубника через неделю может подешеветь до 25—35 грн/кг в зависимости от качества. А вот абрикосы, хотя и станут более вкусными, чем те, что уже продаются, в цене не упадут, ждем 50—60 грн/кг.

«На Одесчине заморозки погубили больше половины завязи, поэтому предложение окажется меньше, а цены— на уровне испанских абрикосов, где в этом сезоне они обильно уродили и качество очень хорошее»,— анализирует эксперт.

Смородина уродила, малины — мало

Из ягод на подходе малина и смородина, но цены обрадуют только на смородину, урожай которой удался.

«Цены на нее сейчас в опте 14—15 грн/кг за отборную ягоду, поэтому в рознице ожидается не выше 35 грн/кг»,— прогнозирует Рыбаков.

А вот малина окажется дорогой. По словам экономиста инвестдепартамента ФАО Андрея Ярмака, причина в том, что главный производитель малины в Европе— Сербия— потерял из-за дождей до 80% урожая. А так как этот продукт продается в ЕС в основном замороженным, то наши ягодоводы получили шанс заработать, продав малину на экспорт по 1—1,3 евро/кг (32—40 грн) в опте. Это значит, что на внутреннем рынке свежая ягода будет стоить не менее 70—75 грн/кг, появится там ненадолго и будет ее немного, и в основном из частного сектора. Меньше, чем год назад, уродится вишен, опять же из-за апрельских заморозков. Поэтому, по оценке agroportal.ua, цена в рознице может быть до 20 грн/кг. Но лучше вишни брать на рынке, где цены вдвое ниже— 55—60 грн за ведро (8 кг).

Крайне низкие цены на малину в Украине могут иметь разрушительное влияние на ягодную отрасль

Украина является одним из крупнейших европейских экспортёров замороженной малины, уступая по объёму экспорта только Сербии, Польше и Боснии и Герцеговине, если не учитывать объёмы реэкспорта малины такими странами, как Бельгия, Нидерланды, Германия и Беларусь. В мире больше малины, чем Украина, экспортируют также Чили и Китай. Правда, аналитики EastFruit отмечают, что Украина почти сравнялась с Китаем по объёму экспорта замороженной малины.

При этом, уже два года подряд, экспортные цены на замороженную малину остаются крайне низкими, а Украина вообще предлагает самую дешёвую малину в мире. Это приводит к убыткам для фермеров Украины и может привести к тому, что отрасль начнёт снижать объёмы производства и экспорта, а площади под малиной - начнут сокращаться. По оценкам Андрея Ярмака, экономиста инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), ежегодно Украина теряет около $24 млн экспортной выручки вследствие недостаточных усилий по маркетингу и продвижению экспорта своих ягод, что выливается в крайне низкие цены на продукцию.

«Фактически каждый украинский фермер, недополучает 10-12 грн (около 38-45 центов США) на каждом килограмме ягоды из-за низкого уровня понимания современных подходов к продвижению экспорта продукции, что снижает привлекательность отрасли для инвестиций. Именно это и является причиной критически низких цен на малину в Украине», - отмечает Андрей Ярмак.

Представители ягодной отрасли из стран, обеспечивающих около 70% мирового экспорта замороженной малины (Сербия, Польша, Босния и Герцеговина, Украина и Черногория) вчера собрались за круглым столом в Киеве в рамках десятой международной конференции «Ягоды Украины: свежий рынок и заморозка» для обсуждения критической ситуации в глобальной отрасли производства и переработки малины. Во время дискуссии участники делились собственным виденьем того, как можно способствовать повышению мировых цен на малину, и возможно ли это вообще?

Большинство участников дискуссии делало упор на повышение качества производимой и экспортируемой продукции, что должно обеспечить повышение средних экспортных цен на малину. Отмечалось также, что быстрое развитие технологий сохранения качества продукции позволяет экспортировать все больше свежей малины, цены на которую значительно выше, чем на малину замороженную. Для сравнения – средняя экспортная цена на замороженную малину составляет от $1,4 до 2,0 за кг, в то время как свежую ягоду можно экспортировать по $3-4 за кг, а при поставках в страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии можно получать даже $10-12 за кг продукции даже с учётом транспортных издержек.

Руководитель Украинской ягодной ассоциации Ирина Кухтина во время круглого стола отметила, что экспорт малины в свежем виде – это совершенно другой бизнес, чем экспорт замороженной малины, так как предполагает выращивание совсем других сортов, использование других технологий и т.п., а это сделать непросто. При этом она считает, что продвижение потребления малины вряд ли даст позитивный эффект и не приведет к повышению цен на неё.

Представитель сербской малиновой отрасли, Александар Лепосавич, из Института садоводства в г. Чачак отметил, что в последние годы производство малины в этой стране стремительно снижалось вследствие низких цен на продукцию. При этом существенного прогресса в росте экспорта свежей малины достичь так и не удалось, хотя это и могло бы способствовать росту повышения цен на продукцию.

Вячеслав Ходаковский, специалист по закупкам LST-Polska Sp. z o.o из Польши отметил, что если рынку нужно намного меньше малины, чем реально предлагается, то трудно ожидать, что цены на малину вырастут. Поэтому единственным способом роста цен он считает снижение объёма производства и предложения малины. Он попросил всех инвесторов взвешенно подходить к планированию ягодного бизнеса, ведь от перепроизводства страдают все участники рынка.

Тарас Баштанник, директор ООО «Украинская ягода», сделал акцент на том, что при планировании бизнеса, каждый его участник должен делать акцент именно на качество продукции и стремиться к снижению процента брака. Этого можно достичь, в частности, контролируя всю цепочку – от выращивания до заморозки продукции. Качественная продукция, по его мнению, всегда будет пользоваться хорошим спросом на рынке, и цены на неё всегда существенно выше, чем на продукцию среднего и низкого качества.

В то же время Андрей Ярмак из ФАО обратил внимание участников дискуссии на необходимость мыслить более глобально. В частности он заметил, что согласно прогнозам, в ближайшие 20 лет две третьих всего роста потребления продуктов питания будет происходить в странах Юго-Восточной Азии. В этом регионе никогда не выращивали малину, но уже сейчас там стремительно растёт спрос на неё благодаря моде на здоровое питание и, в частности, на фруктовые и ягодные смузи. При этом импорт замороженной малины в эти страны очень низкий, буквально практически равен нулю, если учесть население региона.

«Мы видели, что в ресторанах и барах Сингапура и Малайзии посетители часто заказывают смузи с ягодами. Мы уточнили у работников, где они берут данную ягоду, на что получили удивительный ответ – они идут в магазин, покупают свежую малину за $30-40 за кг, привезённую самолётом из США, Чили и других стран, кладут её в морозилку и лишь после заморозки используют для производства смузи. Можете себе представить себестоимость такого напитка?!»- говорит Андрей Ярмак.

«После того, как мы объяснили, что можно купить уже замороженную малину в 15-20 раз дешевле, и, при этом, не придётся тратить время на походы в магазин и на заморозку, они даже не поверили, что это возможно. То есть единственной причиной того, что замороженная малина там не потребляется, является отсутствие информации о возможности её приобретения – ведь там есть вся инфраструктура для её использования. А значит производители и экспортёры замороженной малины из разных стран мира могли бы совместно начать продвижение этого продукта в данном регионе, что привело к значительному увеличению мировой торговли и способствовало бы возвращению цен на более приемлемые для производителей уровни», - отметил эксперт.

Опыт Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА) по развитию экспорта плодоовощной продукции из Украины показывает, что продвижение продукции в странах, где она не производится, всегда даёт больший эффект и позволяет повысить цены производителя. В частности, торговые миссии организованные совместно УПОА, ФАО при поддержке Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) при со-финансировании со стороны ЕС (инициатива EU4Business), позволила за два года расширить географию экспорта украинских яблок и ягод.

«Благодаря выходу на рынки Сингапура, Малайзии, Индонезии, Гонконга, ОАЭ, Саудовской Аравии и других стран региона, украинские садоводы продавали яблоко в среднем в 6-10 раз дороже, чем на внутреннем рынке и в 2-4 раза дороже, чем молдавские поставщики при экспорте яблока на рынок России. Поэтому, потеря рынка России стала не трагедией а настоящим благом для тех садоводов, которые инвестировали в качество продукции, ведь потребление яблока в странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока растёт, а выращивание яблока там невозможно», - отмечает Фёдор Рыбалко, руководитель УПОА.

«Аналогично можно было бы достичь больших успехов в продвижении замороженной малины, акцентировав внимание на этих регионах. И мы уже делаем первые успехи в этом направлении. Я думаю, что в новом сезоне, благодаря нашим торговым миссиям мы увидим значительный рост поставок замороженной малины из Украины в те страны, куда она ранее нами не поставлялась, что будет способствовать оздоровлению рынка», - прогнозирует Фёдор Рыбалко.

Вторая платформа называется Fruittechnology. Она позволяет участникам рынка из разных стран найти поставщиков всех элементов технологий выращивания ягод (саженцы, СЗР, МТР, орошение, шпалера, сетка и т.п.), охлаждения, доработки, сортировки, хранения, упаковки и т.п.. Также здесь можно найти поставщиков услуг по транспортировке плодоовощной продукции.

Третий инструмент – это информационный канал с независимой аналитикой плодоовощного рынка Новости EastFruit, на который уже подписалось более тысячи человек. Он позволяет быть в курсе изменений цен, знакомиться с новинками технологий плодоовощного бизнеса, читать интервью с наиболее успешными производителями, блоги специалистов рынка, знакомиться с исследованиями и спецификой розничной торговли свежей продукцией.