Россия снизила импорт яблока в новом сезоне на 25%
Аналитики EastFruit сообщают, что за первые два месяца сезона 2019/20 годов, Россия снизила объём импорта яблок на 25%. За июль-август на территорию Российской Федерации было ввезено 76 тыс. тонн яблока, что было одним из самых низких показателей за последние пять лет. В прошлом сезоне, например, за этот же период, российские импортёры ввезли 101,7 тыс. тонн свежего яблока.
«Россия продолжает оставаться крупнейшим импортёром яблока в мире по объёму, однако, в силу того, что в эту страну ввозят, преимущественно, яблоко невысокого качества, затраты на импорт яблока Германией и Великобританией выше. Однако в сезоне 2019/20 годов Россия вполне может уступить сомнительное первенство по этому показателю, по причине роста внутреннего производства и продолжающегося уже несколько лет падения реальных доходов населения, что снижает объёмы потребления яблока в этой стране. Ведь розничные цены на яблоко, даже сравнительно невысокого качества, в России остаются очень высокими», - отмечает Андрей Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
«Не удивительно, что Молдова и Сербия, которые долгое время были главными поставщиками яблока в Россию, сейчас активно ищут альтернативы этому рынку. За первые два месяца текущего сезона Молдова снизила поставки яблока в Россию на 43%, а Сербия – на 20%, и это при продолжающемся росте объёмов производства яблока в этих странах», отмечает эксперт.
При этом обе страны активно осваивают рынки Ближнего Востока и Евросоюза, в том числе и при активной поддержке ФАО и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), которые на прошлой неделе провели масштабный экспортный форум в Молдове.
Эксперты EastFruit отмечают, что, российский рынок, несмотря на снижение доходов населения, становится всё более требовательным к качеству и безопасности поставляемой продукции. Большинство российских импортёров уже просят яблоко в современной упаковке, а также отсортированное по калибру и даже цвету.
Это заставляет садоводов Молдовы и Сербии инвестировать дополнительные средства в современные фруктохранилища и линии доработки и упаковки продукции. Кроме того, всё чаще они задумываются над интенсификацией технологий выращивания и замене устаревших сортов на более новые. А это значит, что их продукция может продаваться не только в Россию, но и в другие страны мира. Определённую поддержку этим процессам оказывает и рост влияния местных сетей супермаркетов, которые также выдвигают повышенные требования. Если же производитель может поставлять яблоко высокого качества, то за него, с высокой долей вероятности, заплатят больше, чем в России, в таких странах как ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман, Кувейт, Великобритания и т.п.
Интересно отметить, что сегмент яблока высокого качества в России, несмотря на рост внутреннего производства и конкуренции между поставщиками, остаётся наименее конкурентным. Основная масса яблока, выращиваемого в России, не соответствует требованиям сетей, т.е. не является яблоком так называемого «сетевого качества», поэтому продаётся оно через неорганизованные форматы торговли, либо же попадает на переработку. При этом все главные поставщики яблока высокого качества из ЕС и США поставлять продукцию в Россию не могут по причине, так называемых «контрсанкций». И вот Сербия и Молдова тоже начали продавать своё лучшее яблоко не в Россию. Это уже приводит к росту разрыва между ценами на яблоко высокого и низкого качества на рынке РФ и стимулирует местных производителей тоже наращивать инвестиции в качество яблока.
На этом фоне отмечается рост поставок в Россию дорогого яблока из таких стран, как ЮАР и Новая Зеландия. В частности, в августе 2019 года импорт яблока из ЮАР превысил прошлогодний объём за этот же месяц в 2,1 раза, а импорт яблока из Новой Зеландии – в 2,5 раза.